КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра психологии и педагогики объявляет набор в Группы выходного дня

Кафедра психологии и педагогики создана в апреле 2008 г. приказом ректора РУДН № 219 от 11.04.08. на филологическом факультете РУДН.

Ключевыми направлениями ее деятельности и развития на этапе становления руководством

Университета были определены следующие:

– обеспечение учебного процесса по психологии и педагогике в РУДН,
– формирование собственной «ниши» в научном плане,
– обеспечение высокого уровня преподавания,
– обновление кадров,
− сотрудничество с факультетами РУДН,
– создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников кафедры.


Сегодня кафедра психологии и педагогики филологического факультета является активным субъектом профессионально-образовательного и научного пространства РУДН.
Первым заведующим кафедры был проф. Александр Валерьевич Гагарин доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, специалист в области педагогической и экологической психологии, известен фундаментальными разработками в области развития и формирования гуманистически ориентированной личности, экологической компетентности будущих специалистов.

Сегодня возглавляет кафедру доктор психологических наук, доцент Карабущенко Наталья Борисовна – выпускница докторантуры РУДН, исследователь в области психологии элит, основатель нового направления в психологической науке – элитологической психологии. Всфере научно-педагогических интересов Н.Б. Карабущенко изучение особенностей формирования современной профессиональной элиты во всех сферах жизнедеятельности, элитной личности, критериев отбора в элиту.

Кафедра обеспечивает учебный процесс в бакалавриате психологии и магистратуре "Психологическое консультирование". Кафедра осуществляет подготовку психологов-консультантов, ориентированную как на фундаментальную научно-психологическую, так и на масштабную психолого-практическую работу, нацеленную на профессиональное овладение магистрантами методами психологического исследования, диагностики и консультирования. Студентам читаются курсы общей психологии, психологии личности, психоконсультирования, психологии управления, зоопсихологии, кризисного, семейного, профориентационного консультирования и др.

Специалисты кафедры обеспечивают чтение курсов «Психология и педагогика» на непсихологических факультетах Российского университета дружбы народов. В рамках общефакультетского курса «Педагогики» специалистами кафедры вводятся лекции и практические занятия, посвященные проблеме воспитания культуры поведения студентов в учебном процессе. А на базе курса «Психология» проводятся специальные семинарские занятия, способствующие повышению коммуникативной компетентности студентов.
На кафедре работают 15 высококвалифицированных преподавателей, из низ 1 Заслуженный деятель науки, профессор А.В. Иващенко, 3 доктора наук, 8 кандидатов наук.
Кафедра психологии и педагогики ведет активную научно-исследовательскую работу в рамках общей кафедральной темы «Психолого-педагогические исследования личности: эколого-психологический, элито-психологический, социально-культурный, межкультурный, типологический аспекты». При кафедре созданы творческие группы, работающие по следующим научным направлениям:

– психологические особенности и характеристики элитной личности, проблемы формирования профессиональной элиты, сущность изучения различных типов элит (рук. доц. Карабущенко Н.Б.);
– психология личности, проблемы самовоспитания и нравственного развития личности (рук. проф. Иващенко А.В.);
– проблемы воспитания нравственных ценностей и социокультурные аспекты формирования личности (рук. проф. Иванова Г.П.);
– экологическая психология и педагогика, проблемы формирования и развития экологоориентированной личности, экологической компетентности личности (рук. проф. Гагарин А.В.);
– адаптация студентов в многонациональном вузе: социокультурная адаптация, этническая идентичность, этнические стереотипы, этнические предубеждения (рук. доц. Астафьева Л.С.);
- психологический портрет правонарушителя (доц. Е.Е. Письменная, доц. Т.М. Бабаев, доц. Н.В. Каргина).
– проблемы изучения свойств личности в рамках системно-функционального подхода (доц. Полянкая Е.Н.);
- психологические особенности духовности и активности личности (асс. Т.В. Чхиквадзе, асс. Т.С. Медведская);
– проблемы психологического консультирования и адаптации иностранных студентов (ст.преп. Котов Л.Н., асс. Е.С. Бабаева, асс. Ю.В. Давыдова).


При кафедре действует аспирантура и докторантура, ведется подготовка соискателей к защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

На кафедре ведется активная работа над исследовательскими проектами, поддержанными РГНФ: «Психологическая концепция элит (история и современность)» (рук. д.пс.н., доц. Н.Б. Карабущенко); «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» (Рук. д.пед.н., проф. А.В. Гагарин).
Профессора, доценты и аспиранты кафедры принимают активное участие в исследованиях, проводимых в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.).

Профессора, доценты, преподаватели кафедры активно выступают на научно-практических конференциях различного уровня, активно публикуются. В 2009 г. сотрудниками кафедры издано более 60-ти научных и научно-методических работ общим объемом более 150 п.л., в 2010 г. – более 100 научных и научно-методических работ общим объемом более 200 п.л.
Кафедра является соорганизатором Российских конференций по экологической психологии и ежегодных межвузовских студенческих психолого-педагогических чтений. В апреле 2010 г. проведены 13-е психолого-педагогические чтения молодых ученых.

При кафедре действует межкафедральный постоянно действующий методологический семинар «Актуальные проблемы психологии и педагогики».

На кафедре созданы возможности для дополнительного профессионального образования по следующим направлениям:

− программа ДПО «Преподаватель высшей школы» − повышение квалификации (72 часа) и дополнительное профессиональное образование (500 часов), программа направлена на подготовку и переподготовку кадров для высшей школы; в процессе освоения программы слушателями совместно с преподавателями осуществляется планирование, конструирование и моделирование в реальной практике отдельных элементов будущей профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, частности основных технологических форм обучения в вузе;

− программа ДПО «Тренинги личностного роста» – «Основы психологического консультирования», «Межнациональное общение», «Практическая характерология», «Эффективная коммуникация», «Межличностные конфликты», «Работа с персоналом», «Манипулятивное поведение», «Командообразование», «Лидерские качества» и др.